Загружается... Ждите...
     
 
Вузы должны создать среду для малых инновационных предприятий 04.03.2009

В кризисный период высшая школа способна играть и роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, востребованную на рынке труда. Об этом заявил во вторник председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая на совещании по совершенствованию системы подготовки востребованных специалистов в Московском физико-техническом институте в г. Долгопрудном.

«Основные стратегические цели модернизации высшей школы уже определены, - сказал В.Путин. - Это построение гибкой, открытой к запросам общества и конкретного человека системы образования. Внедрение современных программ обучения и методик оценки качества образования».


Именно такая система дает молодым специалистам шанс достойно реализовать себя на рынке труда, считает премьер-министр, обеспечивает постоянный рост качества человеческого капитала за счет предоставления широкого спектра услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

 

«Эти возможности нашего высшего образования мы должны сейчас задействовать в полной мере», - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.

Одним из ключевых направлений премьер-министр считает формирование сети национальных исследовательских университетов.

В.Путин напомнил, что в феврале 2009 г. были приняты поправки в закон о высшем образовании, благодаря которым исследовательские университеты получили необходимую правовую основу для своей работы.

«Их главная задача заключается в том, чтобы вывести подготовку научных и инженерных кадров в России на качественно новый уровень, ликвидировать дефицит квалифицированных специалистов в высокотехнологичных секторах экономики», - подчеркнул премьер-министр.

По его словам, не менее значимой является другая миссия национальных исследовательских университетов - научно-технологическое обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики России, внедрение в экономику и социальную сферу конкурентоспособных на мировом уровне достижений науки и техники.

«Мы также рассчитываем, что деятельность исследовательских университетов позволит оптимизировать предложение на рынке образовательных услуг», - отметил В.Путин.

 

«Всем известно, что у нас наметился явный перекос в сторону гуманитарных специальностей - юристов, экономистов, менеджеров. Резать "по живому" здесь, разумеется, не нужно. Но вот что нужно сделать - это поднять престиж технического и естественно-научного образования. И здесь исследовательские университеты могут сыграть значительную роль», - считает он.

По мнению премьер-министра, формирование сети исследовательских университетов будет способствовать повышению конкуренции в вузовской среде, ведь соответствующая категория будет присваиваться только по итогам конкурса программ развития высших учебных заведений и на основе решения Правительства Российской Федерации.

«Основными критериями конкурсной оценки должны стать обеспечение глубокой интеграции образовательного и исследовательского процессов, а также тесной связи с производством», - отметил В.Путин.

По его словам, для того чтобы стать исследовательским университетом, вузы уже на первоначальном этапе должны будут выделить приоритетные направления своего развития, отказаться от непрофильных специальностей, сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды - малых инновационных предприятий, внедренческих фирм и технопарков и тому подобных инфраструктур.

Практический процесс формирования сети национальных исследовательских университетов должен начаться уже в первой половине текущего года, заявил В.Путин. Предполагается, что на первом этапе соответствующий статус могут получить порядка 10-15 высших учебных заведений.

По словам премьер-министра, на поддержку исследовательских университетов в 2009 году в бюджете, несмотря на кризис, зарезервировано 3 млрд рублей.

Особое внимание В.Путин уделил тем проблемам вузов, которые вызваны последствиями экономического кризиса. Одна из них - это вопрос трудоустройства выпускников. «Многим из них в нынешних условиях будет непросто найти работу из-за роста напряженности на рынке труда», - сказал В.Путин.

По его мнению, в этой ситуации система образования должна оперативно отреагировать на ситуацию и помочь тем молодым людям, которые хотели бы продолжить свое образование или заняться научной работой.

Премьер-министр озвучил ряд конкретных предложений. Во-первых, увеличить прием выпускников вузов на обучение по программам магистратуры и аспирантуры, особенно по техническим направлениям и другим специальностям, которые будут востребованы после кризиса.

Во-вторых, возможное продление срока обучения в аспирантуре.

В-третьих, «считаю необходимым возобновить институт стажеров-исследователей в ведущих государственных вузах и научных организациях. Занять такую должность выпускник вуза сможет на основе срочного трудового договора, рассчитанного на 2-3 года», сказал В.Путин.

По мнению премьер-министра, это позволит не только создать кадровый резерв для развития высокотехнологичных отраслей отечественной экономики в посткризисный период, но и стабилизировать ситуацию с трудоустройством выпускников вузов на ближайшие два года.

 

В-четвертых, В.Путин считает необходимым создать максимально благоприятные организационные и экономические условия для формирования вокруг вузов инновационной инфраструктуры, основу которой составят внедренческие фирмы, малые предприятия, технопарки, фонды поддержки технологического предпринимательства студентов.

В-пятых, по мнению В.Путина, высшая школа должна принять участие в реализации региональных программ содействия занятости. В этих программах, отметил он, заложено такое направление, как опережающая профессиональная переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения. Уже согласованные региональные программы предполагают переобучение свыше 165 тыс. человек. «Вполне естественно, что значительная часть из них могла бы получить новую специальность именно на базе высшей школы и вузы должны быть готовы оказать такую услугу», - считает премьер-министр.

«Мне кажется, что было бы нерационально создавать сеть каких то дополнительных центров, особенно, там, где есть хорошие учебные заведения с хорошей базой и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Лучше напрямую поддержать эти вузы и создать условия для переподготовки людей, которые нуждаются в этом», - подытожил премьер-министр.


ИА "Альянс Медиа"

 
     
© 2007-2024 ВЭОМ.
Все права защищены.