Загружается... Ждите...
     
 
31 марта 2010 года состоялось Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. 12.04.2010
Ежегодное общее собрание Вольного экономического общества Москвы подвело итоги своей деятельности в 2009 году и наметило приоритетные направления работы на 2010 год. Собрание состоялось 31 марта 2010 года в конференц-зале здания Правительства Москвы (Новый Арбат, д.36/9). На собрании был заслушан отчетный доклад Президента Общества, Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы Юрия Витальевича Росляка, в котором он остановился на основных акцентах работы в 2009 году.

2009 год - год достаточно напряженный для всей экономической системы Российской Федерации. И Москва в этом процессе не была исключением, но вместе с тем Москва проводила свою региональную политику по преодолению последствий финансово-экономического кризиса и тех негативных явлений, которые в экономике развивались. Все мероприятия были посвящены согласительным процедурам и обсуждению тех аспектов, которые были сформулированы в виде бюджетной политики города Москвы и формирования соответствующих целевых программ.

Внутри Общества была произведена некоторая реорганизация под те основные направления, которые передовая общественность и научная, и предпринимательская вместе с органами управления города считают наиболее актуальными и важными.

Были созданы комиссии, которые связаны с поддержкой развития инновационной экономики и инновационного бизнеса: Комиссия по совершенствованию корпоративного управления, Комиссия по развитию и поддержке сферы услуг, Экспертно-правовая комиссия. Они должны вырабатывать предложения по поддержке таких видов деятельности на территории, как внедрение инновационного производства и инновационных разработок, поддерживать программы, которые для города стали уже системой на ближайшие годы: перевод всего экономического сообщества на режим энергоэффективности и ресурсосбережения, внедрение новых научных разработок, в том числе в жилищно-коммунальное хозяйство и целый ряд других сфер.

Об итогах 2009 года.


Обеспечение социальной стабильности. Город произвел мобилизацию бюджетных расходов, точнее, тех доходов, которые в условиях кризиса в городе складывались, при том, что не поступило более 20% налогового потенциала из-за падения объемов производства на территории города Москвы.
Но вместе с тем город пошел на продолжение и завершение тех программ, которые были объявлены еще в 2007-2008 годах. Это касалось обеспечения социальной защищенности старшего поколения. И по итогам 2009 года город вышел на утверждение стандарта пенсионного обеспечения москвича на уровне фактически двух прожиточных минимумов 2009 года, который составляет 10 тыс.275 рублей, он утвержден на год. Это та минимальная пенсия, которую москвичи сегодня получают с учетом доплат из бюджета города Москвы. К этому стандарту все изменения федеральной составляющей по пенсии идут плюсом.

Гарантированный рост заработной платы в социальной сфере, или в бюджетной сфере.
Дважды в течение 2009 года за счет бюджета проводилось повышение уровня заработной платы. И к концу года заработная плата в социальной сфере сравнялась, а по здравоохранению даже опередила средний уровень заработной платы в реальном секторе экономики, были предприняты достаточно серьезные меры по сокращению административных расходов.

Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы.

Фактически заморожена штатная численность в органах управления, установлен запрет на использование вакансий. Тем не менее, были созданы два подразделения. Мы продолжали совершенствование судебной системы, и были созданы новые подразделения мировых судей на территориях, с тем, чтобы дать возможность развиваться этой ветви судебной власти. Был воссоздан Комитет труда и занятости, для того чтобы целевым образом заниматься мероприятиями по переподготовке, переквалификации высвобожденных работников в экономике и представлением возможности нового трудоустройства.

По итогам этой работы, согласно официальной статистике, по отношению к 2008 году уровень заработной платы в среднем в городской системе упал на 0,5%. Мы на этом сэкономили почти 5,5 млрд.рублей, которые были направлены на другие задачи через механизм использования бюджета.

Решение проблем занятости и безработицы. Новый Департамент очень плодотворно работал и с территориями, и с предприятиями. То есть все уведомления о предстоящих сокращениях в соответствии с законом поступали в этот Департамент. И нам удалось за 2009 год удержать официально зарегистрированную безработицу на уровне 0,95% от трудоспособного населения. Это самый лучший результат среди субъектов Российской Федерации.

Мы решили очень серьезную проблему трудоустройства выпускников средних технических учебных заведений, имеются в виду колледжи, высшая школа, потому что проблема первого трудоустройства является самой острой, и это была политика города.

Поддержка инновационной промышленности и активное внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.
Город сегодня является одним из крупнейших потребителей газового топлива. 95% городских энергетических систем работает на газовом топливе. Объем потребления составляет почти 30 млрд.кубов в год.

Первая задача, которая поставлена и уже реализуется в городе - это сокращение потребления газа по итогам энергосберегающих мероприятий в 2010 году на 1 млрд.кубов. Принятый в конце 2009 года закон, который продекларировал возможность выхода на энергосервисные контракты, дает возможность заниматься активным проведением энергосберегающих мероприятий на объектах социальной сферы, находящихся в собственности города. В первом полугодии уже поставлена задача утвердить типовые формы энергосберегающих контрактов для проведения конкурсов и массового применения этого метода во всей бюджетной сети города Москвы.

Параллельно с этим ведутся работы по повышению эффективности работы генерации. Город, несмотря на разность корпоративных интересов Мосэнерго и нашей энергетической генерирующей компании МОЭКа пошел на отказ от производства и генерации тепловой энергии на тех мощностях, которые перекрываются мощностями Мосэнерго. Эффективность работы ТЭЦ Мосэнерго с учетом комбинированной выработки тепловой и электрической энергии должна быть основой для энергетической системы города в целях снижения расходов газа, используемого на отопление в городе Москве.

В связи с мероприятиями по энергосбережению мы оптимизируем схемы энергоснабжения и вообще весь энергетический баланс на территории, с тем, чтобы оптимальным способом использовать производимую энергию и другие ресурсы.

Большим резервом для экономии обладают наши водопроводные сети, рост по воде составил 27% на территории Москвы для потребителей. Люди имеют возможность платить по фактическому потреблению, по приборам учета. Фактически закончена установка групповых счетчиков на дома в городе Москве. У нас из 33 тысяч строений 31 тысяча уже оборудована приборами учета в целом на дом по тепловой энергии, по воде. Поэтому в Мосводоканале активно рассматриваются схемы по уменьшению количества воды в системе, в том числе по экономии на содержании и эксплуатации целого ряда магистральных сетей, с тем чтобы, не снижая надежности водоснабжения, обеспечивать сокращение расходов на подготовку и доставку воды для потребителя.

Внедряются новые технологические решения по сокращению использования жидкого хлора. Построен один мини-завод по автоматизированной дозировке гипохлорида. Он больше нужен не на наших головных станциях, где мы активно внедряем очистку методом озонирования воды, а в распределительной сети, которая является источником образования зачастую дополнительного загрязнения.

Задачи на 2010 год.


Нужен целый ряд мероприятий Вольного экономического общества для рассмотрения программ, которые предлагаются и уже реализуются в городе Москве на предмет их проверки и применения каких-то дополнительных предложений по повышению их эффективности.

Утверждение стратегии развития города до 2025 года. Самая главная задача, которой была посвящена работа в 2009 году, и эта задача не снимается с повестки на 2010 год.

Эта работа была проведена в 2008 году. На конкурс привлекли соответствующих разработчиков, в том числе этими разработчиками являются члены нашего Вольного экономического общества города Москвы. Но работа не завершена. Финансово-экономический кризис внес свою лепту в стартовый этап, то есть в оценку того положения, в котором город находится перед началом реализации стратегических целей своего развития.

Цели, которые в проекте этой стратегии обозначены, мы считаем, достаточно глубоко проработаны и не должны меняться. Нам нужно будет еще раз вернуться к тому материалу, который проходил уже целый ряд обсуждений. Мы в самом начале 2009 года проводили большую научно-практическую встречу по управлению социально-экономическим развитием города в условиях глобального кризиса.

Целый ряд очень интересных предложений и со стороны нашей фундаментальной экономической науки, и со стороны практиков был использован в разработке методов управления социально-экономическим развитием в 2009 году.

Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы.
Поэтому есть предложение не останавливаться на этом, а провести еще серию таких встреч, которые позволили бы обосновать необходимость принятия окончательного решения по утверждению стратегии в 2010 году.

Сегодня мы вышли уже на тот этап, который пока сложно называть окончательной стабилизацией, но вместе с тем это достаточно твердая платформа. Там, где состоялось падение производства, уже трудно рассчитывать на старые технологические процессы восстановления того потенциала, который мы имели до кризиса.

Создание условий для развития научно-производственных кластеров. Для того чтобы осуществить модернизацию производства, выйти на выпуск конкурентоспособной продукции, выйти на тот уровень производства и тот ассортимент, который и в условиях кризиса пользуется спросом, нужна концентрация финансовых ресурсов, создание новых механизмов финансовой поддержки тех, кто нуждается в модернизации.

Необходимо вернуть в Налоговый кодекс, соответствующие механизмы, которые бы позволяли предприятиям использовать свои собственные ресурсы в счет соответствующих льгот по налогу на прибыль, для того чтобы создавать ресурсы для модернизации.

Наш оборонный комплекс, наши научно-производственные центры обладают технологиями, которые могут давать в использовании по второму назначению очень серьезные конкурентные преимущества. Главное - создать механизм внедрения этих преимуществ.

Поэтому я хотел бы призвать вас к работе по подготовке и внесению предложений, которые бы способствовали реализации наших стратегических целей по повышению и обеспечению роста благосостояния москвичей в этих кризисных условиях с минимальными затратами и с наивысшей эффективностью.

В прениях по отчетному докладу выступили О.М. Толкачев (член Совета Федерации ФС РФ, вице-президент Вольного экономического общества), Н.Я. Петраков (директор Института проблем рынка РАН, академик РАН), Р.С. Гринберг (директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН), А.Ю. Шевяков (директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН), М.Г. Делягин (руководитель Института проблем глобализации), В.Я. Беккер (заместитель директора НИПИ Генплана по экономике и градостроительству, заслуженный экономист, профессор), В.Н. Красильников (первый вице-президент Вольного экономического общества России, академик РАЕН). Ими было высказано следующее.

Применение новых интеллектуальных технологий и саморегулируемые организации. Задачей года является перезапуск экономики, здесь нужно прикладывать усилия интеллектуального экономического общества. Например, в нашей стране, как ни удивительно, но достаточно эффективно развивается такая отрасль, как сельское хозяйство. Россия стала экспортером зерна. Россия практически перешла на самообеспечение птицей, выходит очень неплохо по мясу, по овощам. Почему это возникло? А это как раз применение новых интеллектуальных технологий в сельском хозяйстве.

Опыт Москвы по установке 2-тарифных счетчиков и "Электронная Москва", это и есть опыт саморегулирования. Он обязательно должен быть востребован в Российской Федерации.

Доступность жилья и социальное расслоение. Совершенно очевидно, что Москва - социально ориентированный город. С точки зрения социальной ориентации очень важно, чтобы москвичи имели достойное жилье. И в этом смысле существенно, как организован рынок жилья в Москве. Со средней зарплатой наших врачей, учителей, научных работников, работников правоохранительных органов, выйти на рынок жилья, на приобретение жилья практически невозможно. По сути дела, москвичи ценами на жилье выдавливаются из возможностей получить достойное жилье. Люди, берущие кредит, при тех ценах, которые существуют в Москве и крупных городах, где спрос на жилье выше предложения, и это будет, очевидно, всегда, через 10 лет оплатят доходы, 5-кратно превышающие себестоимость строительства жилья.

Сегодня средний доход в Москве больше 41 тыс. рублей, по России - порядка 17-18 тыс. Неравенства в доходах в Москве больше, чем в российских регионах. Такого неравенства, в децильных коэффициентах это порядка 40, в мире, где ведутся эти исчисления, нет. Мексика - 25, дальше можно апеллировать только к африканским странам. И не Москва в этом виновата. Шкала доходов регрессионная (не плоская). И Москва демонстрирует хороший пример, потому что два последних дециля, то есть 20% населения Москвы в своих доходах имеют меньше 10% зарплату, остальное - дивиденды, процент с капитала, процент собственности, предпринимательский доход. А как обкладываются налогами эти доходы? 9%, 6%, максимум 13% от дохода собственности и 34% налог на зарплату. То есть реально работающий человек практически в 5 раз больше платит налогов, чем человек, который живет на арендные доходы. Реальная нагрузка на средний дециль (средний класс) в 3,5 раза больше, чем в 9-10-м дециле при самом либеральном предположении, что они платят в целом 10%, хотя на самом деле реально меньше. Такое расслоение общества рано или поздно приведет либо к окончательному расслоению (миллионеры – гастарбайтеры), либо к социальному взрыву.

У нас коэффициент доступности жилья 80 лет. Реальной ипотекой может воспользоваться только 15% населения. Но им ипотека нужна не для того, чтобы решать жилищные проблемы, а для того, чтобы использовать как инвестиционный проект. Если посмотреть обеспеченность жильем по группам населения, то верхняя группа - 37-40 кв. метров (почти европейский стандарт), а нижняя - 10-11 кв. метров и даже меньше. Особенно тревожное положение у семей с детьми. Семьи с тремя детьми - 8 кв.метров на человека.

Основой дальнейшей концепции должно быть большее усиление аренды жилья с правом последующего выкупа. Арендный сегмент нужно существенно раздвинуть, особенно учитывая то, что мы должны омолаживать наше московское научное сообщество и бороться за то, чтобы наш город молодел, а не представлял собой рынок для тех, кто серьезно заработал в других отраслях промышленности: нефтяной, газовой или какой-то другой, и здесь покупал жилищный фонд.

Мы в Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года этот вопрос разберем. Ипотека не может решить жилищную проблему в принципе. И сегодня, для того чтобы иметь мобильный, с одной стороны, рынок трудовых ресурсов, с другой стороны, чтобы люди имели возможность действительно, затрагивая 20-30% со своих доходов, иметь жилье, конечно, нужно только арендное жилье. И это может прекратить спекулятивную составляющую на рынке жилья. Мы должны подходить к измерителям, к оценке социальной политики, вообще социальной ситуации не в среднем. Данные по распределению доходов говорят о том, что 30% доходов получает меньше 1% населения. А в среднем все хорошо.

Единая электронная система. Гораздо более важна сейчас электронная система решений. Тогда обмен мнениями и согласования происходит в электронной системе, но по электронной почте, звукоспециализированной.

И это, во-первых, качественно ускоряет принятие любых решений, в том числе разрешение споров. А, во-вторых, это создает фантастическую возможность для городских властей незаметного контроля, то есть документальное подкрепление принятых решений. Это даст огромную экономию средств.

Тарифы ЖКХ. Любой монополист может обосновать свои действия. Но, при такой бесхозяйственности, такой неэффективности нельзя оправдывать рост тарифов в том виде, в каком это происходит сегодня.
За десятилетие по стране в целом стоимость электроэнергии, газа и воды у производителя выросла в 6,6 раза. Стоимость услуг ЖКХ в среднем по стране выросла в 18,8 раза, по Москве разница не в 3 раза, поменьше. Но, всё равно разница ощутима. У нашего замечательного коммунального хозяйства накопился жирок, который никогда никому не покажут. Но его можно проверять и внимательно следить не только методами повышения технологии, но и примитивными методами грубого финансового контроля. Более жестокого, более жесткого.

Социальная модель государства. Есть понятие "степень социальности социального государства". Есть измерители сопоставительной характеристики социальных моделей государства. Это германская, это английская, шведская модель, модель России.

Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы.
Показатели следующие. Удельный вес зарплаты в ВВП. Германская - 45. Английская - 55. Шведская - 58. Российская - 24.
Степень дифференциации между крайними децилями. Бисмарка (Германская) - 1 к 4. Английская (Беверидже) - 1 к 11. Шведская - 1 к 7. У нас - 1 к 26.
Удельный вес всех затрат на все виды социального обеспечения в ВВП. Германская - 30. Английская - 25. Шведская - 32. У нас - 18.
И перераспределение средств между группами с высокими и низкими группами доходов. Германская - 35. Минимальная в английской - 25. Высокой считается шведская - 40. У нас сверхвысокая - 60.

Поэтому Обществу, продолжая работу над созданием механизмов и измерителей, полезно разработать свой набор критериев в оценке степени социальности социального города, создать социальный барометр измерения степени достижения этих показателей, включая постоянные и переменные составляющие.

Законодательная инициатива. Москва - это единственный регион, где ежегодно составляется городской заказ на подготовку кадров для города, для хозяйства на уровне Правительства и Союза ректоров. Причем это федеральные, как правило, а не только городские университеты.


Наше Общество может проявить законодательную инициативу и обратиться к Правительству, к депутатам Московской городской думы о создании Закона о статусе педагогического работника. На уровне СНГ принят такой Закон. Есть ооновские рекомендации. Но, вот на федеральном и московском уровне пока такого закона нет. Идет разработка интегрированного Закона об образовании, который в этом году должен быть представлен. Мы предлагаем, чтобы в нем была глава о статусе педагогического работника, определяющая, кто туда относится, начиная от воспитателей детского сада и по всему образовательному конвейеру.

Социальное партнерство. Москва является примером для создания системы социального партнерства и разработки территориальных соглашений. Это тот действенный механизм, через который можно действовать на всех участников этого процесса. Принят Закон о социальном партнерстве. Впервые из практик всех наших регионов в Москве сначала было разработано трехстороннее соглашение, а под него Дума утвердила бюджет.

Нам необходимо на одном из заседаний рассмотреть вопрос о ходе реализации тех обязательств, которые определены в Трехстороннем соглашении между профсоюзами, работодателями и Правительством Москвы, чтобы мы могли внести свою лепту в формирование основ социального города. Не только оценить ход реализации этих социальных обязательств, а и насытить эти трехсторонние соглашения по всем остальным социальным сферам жизни: по образованию, медицине, спорту и так далее.

О праздновании 245-летия Вольного экономического общества. Перед присутствующими выступил В.Н. Красильников – первый вице-президент Вольного экономического общества России, академик РАЕН. ВЭО России - продолжатель славных традиций старейшей общественной организации экономистов в стране, Императорского Вольного экономического общества, которое всегда отличалось и постановкой новых задач, и их оригинальным решением.

Основным событием празднования 245-летия во внутренней организационной работе Вольного экономического общества страны будет съезд, который состоится 2 ноября 2010 года. На съезде предполагается обсудить достаточно актуальные вопросы современного состояния экономики страны, стратегические долгосрочные цели модернизации России. Поэтому тему научно-практической части съезда назвали "Коренная модернизация экономики - основа движения России вперед".

Организационная часть съезда, традиционно включает в себя отчет Правления, Ревизионной комиссии съезда, выборы Правления Ревизионной комиссии на 2010-2015-й год, а также выборы нового состава Правления, Ревизионной комиссии Вольного экономического общества.

Съезду предшествует отчетно-выборная кампания в региональных организациях. И в ряде регионов уже прошли такие отчетно-выборные конференции.

Программа юбилейных мероприятий включает организацию:
- научно-практических конференций, "круглых столов", симпозиумов;
- юбилейных выставок;
- конкурсов "Менеджер года" и "Менеджер года в государственном управлении", "Лучшая экономическая кафедра страны";
- 13 Всероссийский конкурс научных работ молодежи "Экономический рост России". Впервые этот Конкурс вошел в число 87 Олимпиад для школьников, победители и призеры которых получают возможность льготного поступления в высшие учебные заведения;
- выпуск очерков о деятельности региональных организаций Вольного экономического общества России с 1765 по 2010-й год.
- региональный смотр "Участие экономической общественности в решении социально-экономических проблем в регионах". Победители награждаются денежными премиями, соответствующими призами.
По сложившейся традиции на съезде будут награждаться не только регионы, но и лучшие члены Вольного экономического общества.

Заключительное слово. Выступления участников собрания прокомментировал Ю.В.Росляк.

Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 г.
Нам действительно стоит, наверное, в нашем плане целый блок мероприятий посвятить именно рассмотрению Стратегии. Образ цели, который мы проработали и определили в Стратегии, не меняется. Надо определить, какими методами, формами и мерами мы можем устранить те диспропорции, которые есть в городе, которые необходимо устранить, ради того, чтобы эта цель была достигнута. Что нам нужно целевым образом в городе реализовать к 25 году.

В связи с этим есть предложение собрать целый блок "круглых столов" с привлечением более узких, но более профессиональных специалистов, для того чтобы рассмотреть именно меры по устранению диспропорций.

Сектор арендного жилья. Я с ним категорически согласен. Для того чтобы найти решение, нужно оценивать именно балансовым методом всё, что у нас на сегодня есть. В городе существует закон, есть жилищная политика, по которой всё, что мы строим за счет бюджета, идет исключительно на удовлетворение потребностей тех, кто стоит в социальной очереди. Город 100% решил задачу предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны. Но, нет на сегодня ресурсов, по которым можно было бы построить и оставить в городской собственности жилье, которое можно сдавать в найм. Если по рыночным ценам раскупают жилье в собственность, зачем строить доходный дом? Тогда отбивать инвестиции на доходном доме приходится 10-15, а может и 20 лет. Но если у застройщика сегодня покупают даже то, что стоит по рынку 5-7 тысяч долларов за кв. метр, то он никогда не пойдет в сектор доходного дома. Значит, нужно вырабатывать механизмы, которые бы, с одной стороны, ограничили рынок, и дали возможность именно москвичам участвовать в программах, в том числе в режиме работы доходного дома. Есть несколько доходных домов, принадлежащих городу. Они работают эффективно. Но их недостаточно. Мы молодежи даем по городской программе "Молодой семье доступное жилье" именно жилье с уже оплатой не просто найма, а с некоторой коммерческой составляющей, чтобы она деньги возвращала в бюджет. Но этого не хватает. Поэтому давайте отдельно тему жилищной политики посмотрим для того, чтобы выработать какие-то предложения.

Доходы и сверхдоходы. Разве то, что мы делаем в бюджетной сфере - это не переворот ситуации? Мы установили минимальную заработную плату на уровне 10500 рублей. Разве минимальная зарплата, которую с мая подписали и профсоюзы, и работодатели, - это не шаг в этом направлении? Средняя зарплата разложена, всего-навсего, на 16 разрядов (а не на 45).

А вот с теми, кто обладает сверхдоходами, мы ничего сделать пока не можем. Для этого надо проявлять законодательную инициативу и переходить от плоской шкалы, на прогрессивную, которая бы облагала налогом, в том числе, и доходы по ценным бумагам, от недвижимости, от спекуляции, которая уводится, порой, вообще, в тень от государства.

Народный гараж. Мы ищем ту схему, которая, действительно, сделает этот "гараж" по-настоящему народным.
Для этого Правительство Москвы должно найти схему, по которой эта программа давала бы возможность без нарушения градостроительных норм и правил создавать гаражи с минимизированным уровнем стоимости за машиноместо, именно там, где люди проживают. Но это, к сожалению, в нашей планировочной структуре не везде получается. Здесь резервом являются те территории, которые сегодня заняты временными стоянками. Это уже сложившаяся территория, так называемые одноэтажные бунгало из легких конструкций. Если мы найдем механизм дать возможность людям на этом месте получить законное право на постоянное длительное пользование земельным участком или создадим механизм без какой-то оплаты этот земельный участок реформировать путем преобразования в многоярусные гаражи-стоянки, мы многие вопросы решим. И такое направление поддержано сейчас Мэром. В том числе правовые институты работают над тем, чтобы найти способ не противоречить закону, который требует выставлять на конкурс, любой земельный участок. Надо дать возможность самореформироваться этим гаражно-строительным кооперативам (ГСК), которые свою функцию выполнили. Нужно перейти на новый уровень, на новый класс, на новый типаж, и тем самым сделать цивилизованным то самое хранение, к которому люди уже привыкли.

Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы. Собрание членов Вольного экономического общества Москвы.
ЖКХ. Для меня как председателя Региональной энергетической комиссии это профессиональный вопрос. Здесь надо вычесть не потребительскую, а ту инфляцию, которая является материальной в нормальном хозяйственном процессе. Рост на услуги ЖКХ образован именно инфляционной составляющей. Стоимость газа, к примеру, регулируется на федеральном уровне. В Москве очень разветвленное и не очень эффективное хозяйство. Оно сложилось, как коммунальная система, в советское время. А это тепловые сети, энергетические подстанции, кабельные линии, водопроводные сети, которые мы не можем переложить. Воду получаем за 400 километров от Москвы. Для того чтобы обеспечить питьевое водоснабжение, мы вынуждены весь каскад на расстоянии 400 километров через искусственные сооружения вести на наши станции водоподготовки, обслуживая весь этот комплекс. Там стоят 4 мощнейшие насосные станции, 4 гидроэлектростанции, которые надо содержать.

В этом году, при тарифном регулировании, заработная плата энергетиков, вообще, всех коммунальщиков не индексировалась: экономию ищем внутри фонда заработной платы.

Но что делать с развитием? У нас противоречивое законодательство. Например, тарифы для населения нельзя повышать более чем на 25%. А степень либерализации рынка энергетики в этом году будет 80%, "Мосэнергосбыт" принесет тариф с ростом 45% за счет свободного рынка! Либерализованный рынок дает по отношению к регулируемым тарифам рост на 30%.

Москва - дефицитный регион по мощности. Город вкладывает бюджетные деньги. Один системный банк вкладывает сегодня деньги в создание именно мощностей. Закрывая дефицит, мы строим 46 по Москве крупных питающих центров по этой программе. Стоимость программы совсем небольшая - 360 миллиардов рублей. Но она по схеме, выстроенной по федеральному законодательству, покрывается тарифом на присоединение. Значит, тариф на присоединение должны заплатить потребители, кто нуждается в этой мощности.

Теперь проводится новая реформа, закон, принятый на федеральном уровне! Переход на доходность, на инвестированный капитал, так называемое рапрегулирование. И если с учетом чисто объективного роста себестоимости по обслуживанию системы, мы укладываемся в 13-15%, рапнаценка составит в год 45%. Поэтому много вопросов, исходя из балансовых задач, приходится регулировать, в том числе административными методами.

Генплан. Генеральный план - это градостроительный и иной потенциал, которым наша территория обладает. И мы, утверждая функциональное зонирование, в том числе новое, утверждая магистрали, виды инженерии и транспорта, всё это балансируем в те границы, которыми административно мы имеем право распоряжаться.

А Стратегия - это, в том числе на поле Генерального плана, разработка иного видения развития Москвы, как общества, которое живет не только для того, чтобы обеспечить самого себя, но и выполнять функции столицы, функции международного финансового центра, как того вида деятельности, который мы поддерживаем, развиваем и специально создаем, чтобы интеллектуальный потенциал москвичей был максимальным образом использован.

Мы говорим о том, что это город инноваций. Потому что мы не можем производить и организовывать сталелитейное производство в 300 метрах от Кремля. Мы не сможем быть конкурентоспособными с теми, кто это может делать с иными затратами, в том числе транспортными, энергетическими. Значит, мы должны выдавать тот продукт, который обладает высоким уровнем добавленной стоимости.
Это и заложили в Стратегию. И целый ряд других моментов, которые Стратегия абсолютно правильно определила. Нам нужно теперь найти возможность уйти от диспропорций, которые при таком развитии в городе возникают.

Это одна из задач нашей некоммерческой общественной организации, которой является Вольное экономическое общество Москвы.

В ходе собрания был решен ряд организационных вопросов, касающихся утверждения нового состава Правления Общества, внесения изменений в Устав, утверждения делегатов V Юбилейного съезда Вольного экономического общества России
 
     
© 2007-2024 ВЭОМ.
Все права защищены.